Новая звезда мобильного небосклона: Xiaomi

В Китае за предпочтения и кошельки пользователей ранее боролись только два гиганта -Samsung и Apple. Однако теперь это не так – к ним присоединилась компания Xiaomi, которая еще несколько лет назад была малоизвестным производителем, а сегодня стала первым номером на рынке Поднебесной и третьим крупнейшим в мире.

Относительно Apple и Samsung фирма Xiaomi очень молода – ее основали в 2010 году. Тогда это был стартап, который хотел разрабатывать привлекательные по характеристикам телефоны и продавать их по низким ценам через интернет. Первый ее гаджет появился примерно в то же время, что и iPhone 4S.

Подобную стратегию имело много таких же маленьких производителей, но Xiaomi смогла использовать социальные медиа и другие каналы коммуникации, чтобы привлечь свою основную аудиторию – молодых покупателей. Заняв первое место по количеству проданных смартфонов в Китае основатели стартапа Лей Жун и бывший работник Google Лин Бин нацелились на глобальный рынок.

Xiaomi уже имеет некоторые продажи за рубежом, но работоспособность выбранной стратегии должен показать следующий год. Тогда компания хочет начать поставлять свои девайсы не только развитым странам, но и на такие рынки, как Бразилия и Индия. При этом фирма планирует сохранить минимальные цены, привлекая местные интернет-магазины.

Такой успешной на бумаге стратегии могут помешать патенты – производитель не имеет большого багажа интеллектуальной собственности, поэтому она остается уязвимой к судебным искам. Подобное уже происходит: в Индии запретили продажи Xiaomi из-за жалобы шведского производителя Ericsson. Кроме этого, китайскому гиганту придется бороться с другими фирмами из Поднебесной, которые имеют такой же план расширения своих продаж.

«Продажи телефонов – это хорошее начало, но это не конец бизнеса, – говорит Лин. – На самом деле это только начало бизнеса. Только после того, как пользователь приобретет телефон и начнет им пользоваться, тогда появится дополнительная ценность для него и нас».

Логотип Xiaomi

Онлайн впереди

Эксперты часто называют Xiaomi «Китайским Apple»: одни – из-за ее быстрого успеха, а другие – за схожесть смартфонов с флагманами Apple и Samsung. Однако компания не копирует во всем. Со своей бизнес-моделью она смогла превзойти всех новичков в Поднебесной. Ориентация на онлайновые каналы продаж оказалась настолько успешной, что ее переняли другие производители, например, Huawei и ZTE. Оба имеют модели, которые продаются преимущественно в онлайне. Такие компании, как OnePlus и Smartisan, также фокусируются на гаджетах с хорошими характеристиками и минимальной цене.

В целом конкуренты уважают успех Xiaomi, примером тому есть основанная в 2000 году Meizu. «Фанаты Xiaomi имеют высокий уровень организации, – говорит ее директор Ли Нан. – Они любят Xiaomi. Они делают ее кумиром». Слова директора Meizu подтверждаются статистикой форума Xiaomi, где пользователи помогают компании искать недостатки смартфонов. В среднем на нем оставляют по 200 000 постов в день.

На своих смартфонах Xiaomi получает прибыль, но ее план по повышению доходности базируется на сервисах и программах, установленных в аппаратах. Кроме этого, фирма также начала выпускать другие типы гаджетов, среди которых планшеты, телевизоры и фитнес-браслеты.

Путешествие за пределы Китая

Главной задачей компании ее основатели видят выход за пределы Поднебесной, который начался в прошлом году. Этим занимается Хьюго Барра – еще один работник Google и друг Лина. Он с помощью социальных медиа распространяет новости о запуске новых продуктов и событий.

Хотя бизнес-модель Xiaomi пользуется преимуществами работы в Китае, Лин верит, что она будет работать и за рубежом. Например, компания целится на рынки с большим количеством жителей, развитой интернет-торговлей и слабой позицией операторов. Последнее важно, поскольку они часто предоставляют значительные скидки в обмен на подписание контракта. Конкурировать с такой моделью Xiaomi не может, поскольку исчезает ее прибыль.

Штаб-квартира Xiaomi и выставочный зал с продукцией, который находится в Пекине

«Я бы поставил Китай номером один, Индию – второй, а Индонезию – третьей. Затем, я надеюсь, что за ними последуют Бразилия и Россия, – говорит Лин. – Развитые страны, которые контролируются сетями операторов, не находятся в первоочередной пятерке».

Кроме привлекательности смартфонов Xiaomi в глазах потребителей, компания также завоевала любовь инвесторов, которые уже повысили ее капитализацию с $ 30 млрд до $ 40 млрд. Это дает дополнительные средства для развития на зарубежных рынках. «Банкиры относятся к Xiaomi как к следующему Алибаба – крупнейшего китайского интернет-магазина», – сообщил представитель финансовых кругов.

По материалам: NY Times, Bloomberg, The Next Web

Tagged with: ,